Кира Муратова: «Минск — надежный город (Интервью, 2005)

Кира Муратова: «Минск — надежный город»

(Диана Балыко, Беларусь сегодня, 8 декабря 2005 года)

Кира Муратова в Минске, 2005 год
Кира Муратова в Минске, 2005 год

Она привыкла рисковать, мизерными средствами создавая большое кино

Как познакомиться со знаменитостью? Кажется, это непросто. Особенно, если вас разделяют годы, тысячи километров и государственные границы. Но я рискнула и отправила в Одессу своему любимому кинорежиссеру свой киносценарий. Узнать адрес и номер телефона никогда не было проблемой для журналиста. Я отправила, а она сама позвонила мне, приехав в Минск на «Лiстапад»:

— Здравствуйте, это Кира Муратова. Я хочу пригласить вас к себе в гостиницу, поговорить... Когда вам будет удобно?

Представляете?! И никакого апломба, никакой заносчивости, никакой звездной болезни.

Она угощала меня конфетами, мы пили чай в ее двухкомнатном номере на тринадцатом этаже гостиницы «Беларусь» и разговаривали...

— Кира Георгиевна, а когда и как вы впервые захотели стать режиссером?

— Еще в школьной самодеятельности я поняла, что мне интересно не играть, а находиться за кулисами, делать звуковое сопровождение, объяснять одноклассникам, как двигаться, с какими интонациями говорить. Я думала: вот зрители смотрят и даже не подозревают, что это я, словно волшебник Изумрудного города, там, за кулисами, дергаю за ниточки и создаю весь этот «театр». Тогда, в школе, я впервые ощутила таинственное удовольствие от режиссуры. А потом, когда училась во ВГИКе у Герасимова, пришлось и лицедействовать. У него была смешанная мастерская — актерско–режиссерская. И я привыкла к самому факту игры как к необходимости в процессе обучения. Поэтому в некоторых своих фильмах я была не только режиссером, но и актрисой.

— Вы много пишете для кино. А стать профессиональным писателем никогда не хотели? Скажем, писать романы...

— Нет. Думаю, я не смогла бы написать роман. Я пишу очень кратко и всегда применительно к кино. Кино и домашнее хозяйство занимают все мое время.

— В быту вы капризная женщина или усидчивая хозяйка, которая любит обустраивать семейное гнездышко?

— Я абсолютно неприхотлива, но приготовление пищи вызывает у меня злость, потому что я вынуждена этим заниматься всю свою жизнь. Я вообще ничего не люблю делать руками, потому что мне всегда приходится это делать. Я даже не люблю резать и склеивать пленку при монтаже. Вот если бы можно было сидеть в кресле и руководить...

— Вам кажется, вы уже сняли свое лучшее кино? И есть ли, на ваш взгляд, у вас неудачные фильмы?

— Мне кажется, все мое кино очень хорошее. В разное время я люблю разные свои работы. Но, пожалуй, «Увлеченья» нравится мне чаще других. Сейчас я люблю «Чеховские мотивы». Но, возможно, скоро мои пристрастия изменятся, потому что я приступаю к работе над новым фильмом «Еще две истории: одна простая, другая сложная». Сценарий написан Евгением Голубенко и Ренатой Литвиновой, которая, кстати, сыграет одну из главных ролей.

— Как вы оцениваете «Настройщика»?

— К «Настройщику» я отношусь хорошо, но спокойно. Это не мой любимый фильм. Это маленькая история про мошенников. Главный герой выдает себя за настройщика музыкальных инструментов, проникает в чужой дом. Это фильм про виктимность, как я ее понимаю. Люди хотят отдаться, быть ограбленными, использованными и быть полезными кому–то таким образом. Они готовы отдать душу, тело, деньги. Это трогательное качество, свойственное очень многим.

Кира Муратова скромно отозвалась о своей последней работе, но минская публика, жюри прессы и кинематографистов высоко оценили фильм. Он получил 8,83 балла зрительского жюри, «серебро» «Лiстапада», приз за лучшее музыкальное решение. Нина Русланова была удостоена награды за лучшую роль второго плана, а сама Кира Муратова получила диплом как мастер авторского кино.

— Вам часто приходилось подчиняться воле продюсеров?

— Нет. Иногда мы даже расставались. Но нельзя сказать, чтобы они злоупотребляли этим. Пользуюсь своей присказкой: «У меня такой дешевый фильм, давайте рискнем!» Я привыкла мизерными средствами создавать искусство.

В жизни Муратовой было всякое: ее фильмы клали на полку на долгие годы, пытались искромсать, переделать, не выпускать. И цензоры, и продюсеры пытались говорить от имени зрителей — им, мол, это не нужно, слишком сложно, необычно, не поймут и не оценят. А зрители и тогда, и теперь любят, ценят и смотрят.

— Кира Георгиевна, вы любите в кинозале смотреть свои фильмы?

— Нет, просто любопытствую вначале: какая копия, как зрители реагируют. Если они уходят из зала, я злюсь: «Зачем они дверями хлопают, уходили бы тихо». Но это несильное чувство. А вот когда едят в зале, мне это нравится. В кино есть что–то простонародное: что–то грызут от волнения, сопереживают героям...

Муж Киры Муратовой — художник, она тоже очень интересуется искусством и попросила меня показать ей минские художественные салоны, картинные галереи. Дирекция фестиваля выделила режиссеру машину. Водитель настоял, чтобы Кира Георгиевна села на заднее сидение по диагонали от водительского кресла, «потому что это самое безопасное место». В художественном салоне на проспекте Независимости Муратова приобрела себе букет соломенных цветов:

— Это характерная деталь Беларуси. Таких цветов я не видела больше нигде. Только в Минске. Мне нравится этот город. Я здесь уже третий раз и всегда чувствую в нем какую–то надежность. Думаю, в вашей столице не страшно ночью ходить по улицам.

Кира Георгиевна улыбалась городу, а город улыбался ей. Когда на площади Победы мы зашли в маленькую авангардную галерею «Подземка», продавец DVD, восхищенный тем, что сама Муратова зашла в магазин, подарил ей все фильмы, которые она выбрала, чтобы купить. Между прочим, в «Подземке» были представлены и все фильмы Муратовой, которые когда–либо выходили на DVD. Еще в этом салоне ей вручили альбом с черно–белыми фотографиями Минска:

— Мы знаем, что вы любите снимать черно–белое кино, и надеемся, что черно–белые сны о Минске вдохновят вас на новый фильм.

Вернуться


© 2004-2024, Kira-Muratova.narod.ru
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна