Кира Муратова: Предпочитаю черно-белую гамму
(mignews.com.ua, 6 августа 2007 года)Картины Муратовой кинокритики признают шедеврами, но при этом уточняют: "Кино не для всех". Ее творения сначала, как правило, ругают, а спустя годы пишут про них в энциклопедиях… Свою новую работу "Два в одном" Кира Георгиевна представляла в Сочи на "Кинотавре". Картина странная. Состоит из двух историй. Первую написал муж Муратовой, сценарист, художник-постановщик Евгений Голубенко, - в этой истории по сюжету на сцене вешается актер. И вся свистопляска разворачивается вокруг бренного тела лицедея. А вторую историю - о постаревшем плейбое (Богдан Ступка) с большими заморочками в голове и реальной жизни - Кира Георгиевна сняла по сценарию Ренаты Литвиновой.
СТУПКА НИКОГДА СО МНОЙ НЕ СПОРИТ- Кира Георгиевна, на премьере картины "Два в одном" вы назвали свой фильм бальзаковским. Почему?
- Потому что так же пишет Бальзак. Он просто описывает интересующие его нравы, темпераменты, характеры, взаимоотношения, в которые вступают разные человеческие существа. Кого это интересует? Меня.
- Вы говорили, что можно использовать в работе жизненные обстоятельства актеров. Это именно то, что случилось с Богданом Ступкой и Литвиновой, которые сломали руки на картине?
- Так получилось, что они поломали руки. Я же не планировала травматизма на площадке. Другой бы режиссер сказал, что надо прерывать съемки, но мы подумали, что пускай у нас героиня упала, сломала руку. А Богдан Ступка уже ехал со сломанной рукой. Это пример, как мы не подавляем сложившиеся обстоятельства, а стараемся применить их.
- И Богдан Ступка не возражал против этого?
- Возражает ли он мне? Никогда. Прочитав сценарий, сказал, что наконец получил роль, о которой давно мечтал. На площадке была творческая обстановка, мы все вместе постоянно что-то придумывали для картины.
РЕНАТУ Я СДЕЛАЛА АКТРИСОЙ- Как-то вы сказали, что лучше Ренаты Литвиновой никто не сыграет то, что она пишет. В частности, вторую часть сценария "Два в одном" она написала под себя.
- Литвинова изначально пишет для себя. Она обязательно должна играть в фильмах по своим сценариям, потому что действительно лучше ее никто это не сыграет. Надо только успеть ее снять, пока она находится в нужной для данной роли форме. Всякий бы автор обладал таким актерским талантом! А Рената разнообразна в своих дарованиях - как замечательная актриса, так и пишущий драматург, писатель, прозаик.
- И как вам кажется, на каком поприще она проявляет себя лучше?
- Мне ничего не кажется. Она - дама, приятная во всех отношениях. Ну, она, конечно, не дама, просто в данном случае это выражение очень подходит. Она замечательно многосторонне одарена.
- Как так получилось, что ваш творческий путь совпал с путем Ренаты?
- Да не совпал, я просто сделала ее актрисой. Она снялась у меня в фильме "Увлеченья". А до этого она написала свой сценарий "Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.". Я прочитала, и мне понравилось. Встретились мы с Ренатой на международном кинофестивале "Арсенал" в Риге. Я сказала ей, что у нее очень интересный сценарий. Мои вам, дескать, комплименты. А потом увидела: она - человек, которого надо снимать. Интересная внешность, интересная манера говорить. После этой поездки Рената осталась у меня в сознании. И когда я приступила к фильму "Увлеченья", пригласила ее и попыталась сделать из нее главную героиню. Репетировали много. По сценарию главная героиня - циркачка.
Но Рената никак не подходила на эту роль. Однако желание снимать ее не пропадало. Тогда мы придумали новый персонаж - подругу циркачки. Ее и сыграла Литвинова. Снявшись в фильме "Увлеченья", она прославилась в тот же миг. Потому что всем очень понравились ее монологи, которые она сама для себя и написала. Рената и как актриса оказалась очень хорошей. Сейчас у нее звездная высота.
- С той поры она сильно изменилась?
- Нет. Только очень похудела. Она тогда была пухленькая, с широкими бровями. Потом она их выщипала, стала сильно курить… То, что в ней есть, настолько цельно изначально и глобально, что не может ее сильно изменить.
- А некоторые считают, что свою манерность она сама себе придумала.
- Знаете, мы все себе сами придумываем. И она тоже. Человек вообще очень деланное существо.
- Говорят, вы собираетесь снять фильм о двух сиротах?
- Я сейчас этим занята. Идет предподготовительный период.
- Почему вдруг решили снимать кино о детях?
- Прочла сценарий Владимира Зуева, который мне понравился. Когда-то, тысячу лет тому назад, мы хотели с ним что-нибудь снимать, но тогда, в идеологические времена, эти планы не прошли. Вряд ли я заинтересовалась бы этим сценарием раньше. Вот именно после работы над фильмом "Два в одном" он в самый раз. Мелодраматическая история. Голод, холод. Там нет сложных ходов. Все прямолинейно просто. Описываются простые вещи, о которых мы порой не задумываемся. Для всех важно, чтобы было что есть и пить, чтобы было не холодно.
- Там будет трагизм, чья-то смерть?
- Конечно, это будет трагическая история. Брат и сестра. Брат в конце замерзает на морозе.
ПОЛИТИКА - ЭТО БОРЬБА БОРЬБЫ С БОРЬБОЙ- Вам трудно искать деньги для картин?
- Не знаю, как всем, но мне очень трудно. Это везение. Счастье, если находятся.
(Тут к беседе присоединяется муж Киры Георгиевны Евгений Голубенко.)
- Деньги - дело такое, могут сегодня быть, а завтра закончатся, и картина встанет. На Украине госструктуры с трудом дают деньги на кино… По-разному средства находим.
- Кира Георгиевна, прокатная судьба фильма вам важна?
- Кто прокатывает, сколько копий - я этим не интересуюсь. Я не могу делать ничего, кроме кино. А прокатом занимаются специально обученные люди. Если я в это погружусь, то не буду успевать снимать.
- Сейчас активно развивается женское кино. Как вы к этому относитесь?
- Никак! Развивается - и хорошо. А вы знаете, что во ВГИК на режиссерский факультет ребята не идут. Профессия режиссера стала не настолько престижной, как это было раньше. Раньше-то было: у-у, режиссер! Ну а теперь…
- Вы следите за политической ситуацией на Украине?
- Слежу, но никак не оцениваю. Я политику не понимаю.
Е. Г.: Сейчас счастливая политическая ситуация. Она такова, что нельзя вновь поднять народное волнение. Сейчас уже никто не приведет народ на площадь и никто никого не будет убивать, чтобы поменялась власть.
- То есть вам кажется, что очередная оранжевая революция уже вряд ли случится?
- Конечно. Эмоции уже не работают.
- А тлетворное влияние Запада?
- Да нет никакого влияния.
К. М.: Мы не компетентны в политике. Вам кажется, что я обо всем могу судить. Но я не обо всем имею мнение.
Е. Г.: Во всяком случае, страна не пострадала от революции.
К. М.: Она сейчас страдает от погоды. Там жуткая жара, которая обязательно отразится на урожае. Вот это проблема. А политика - так это идет борьба борьбы с борьбой.
Е. Г.: Знаете, что было бы красиво в этой ситуации - дуэль. Например, как раньше на Руси. Выходили перед выстроившимися войсками богатыри и сражались один на один. И не проливали зря кровь. Вот если бы два наших главных вышли и сразились, было бы очень умно.
Я УСТАЛА УЛЫБАТЬСЯ БЕЗ КОНЦА- Кира Георгиевна, как вы относитесь к критике своего творчества?
- Смотря какая критика и какое количество. Если кто-то где-то пишет интересно, мне интересно прочесть. Хотя абы какая критика мне, конечно, неприятна. И в то же время, если очень долго хвалят, я начинаю думать: ну хватит уж. Так было с картиной "Настройщик" (премия "Ника-2005" и другие награды. - Ред.). Я устала улыбаться без конца. Но нынешняя критика несравнима с той, которая была в советские времена. Тогда - одна разгромная статья в "Правде", и ты мог не встать с постели. А сейчас значения для дальнейшей твоей деятельности критика не имеет.
- Важна ли для вас оценка коллег или близких?
- Конечно, важна. Фильм снят, хочется, чтобы его увидело определенное количество людей, мнением которых ты дорожишь и тебе интересно было бы его узнать.
- Чьим мнением вы дорожите?
- Всех моих друзей. Их довольно много, но и мало одновременно. А на то, что и как обо мне пишут, я махнула рукой. Сколько бы ты ни вычитывал и ни правил, все равно напишут по-своему. Устная речь имеет интонацию, а письменная является представлением пишущего. Бывает, услышат что-то не так. Короче, все это в руках Божьих.
- Вы интересуетесь картинами, которые сейчас снимают?
- Смотрю кино на фестивалях. А кроме того, смотрю на имена, которые мне интересны. Случайные картины тоже бывают.
- К сериалам какое отношение?
- Их же очень много. А когда чего-то очень много, теряется качество.
- Замечено, что вы предпочитаете черно-белую классическую гамму.
- Да. Я предпочитаю эти цвета.
- А наряжаться любите?
- Люблю, но при моем образе жизни это сложно. По магазинам хожу редко. У меня и времени нет. А когда приходишь, так не бывает, что и выбор есть, и размер мой. С удовольствием наряжалась бы. А вот ходить, искать - это не для меня.
© 2004-2024, Kira-Muratova.narod.ru
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна