Страдаем благородно
(Татьяна Лисина, Московский Комсомолец, 16 сентября 2010 года)В этом году в два раза увеличен бюджет Седьмого международного телекинофестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания». Это дало возможность пригласить знаменитостей и показать еще не вышедшие на экран премьеры. Из-за болезни (решается вопрос о госпитализации) не смог приехать в Саратов Петр Мамонов, пообещав сделать это позже. Не выбрался в Саратов и Олег Табаков. Но первый день фестиваля подарил встречу с легендарным режиссером — Кирой Муратовой. Она нашла в Саратове «простое русское благородство». «Вы не ощущаете его и раздражаетесь друг на друга? Да у вас просто замылился глаз!»
— Как вы оцениваете состояние киноискусства в наши дни: у нас и за рубежом?
— Прекрасное всюду. На мой взгляд, европейское, особенно французское, немного «плесневеет». А хорошее американское захватывает и увлекает. А все это нытье и отсутствие денег… Искусство зависит от тех, кто дает деньги. Так было всегда. И в эпоху Возрождения все художники жили при каком-то дворе. А если нет — то голодали. Мало у кого из людей искусства получается сочетать интересы публики и элиты. Это удалось моему любимому Чарли Чаплину. А вот я не сумела в этом ему последовать.
— Не снизилась ли требовательность зрителей нынешнего поколения к фильмам?
— Знаете, актеры театра иногда говорят: «Публика — дура!»
— По этому поводу Станислав Говорухин сказал, что «попкорновой публике нужно попкорновое кино». Вы с ним согласны?
— Нет. Я могу себе представить зрителя, у которого из глаз текут слезы, и он судорожно жует попкорн. Страдания могут прорваться аппетитом. Говорухин жил, как и я, в Одессе, снимался у меня как актер. Он интересный режиссер, но наши взгляды не всегда совпадают.
— Чем вы лично объясняете провал фильма Михалкова «Утомленные солнцем-2»?
— Не получилось. Такое бывает. Хотя он сам этого не признает. Жалко затраченных средств и пяти лет работы.
— Вы снимали Владимира Высоцкого. Каким он вам запомнился?
— Надо судить человека не по тому, принимал он алкоголь или нет, а по тому, что он сделал. Мне повезло. Съемки выпали на тот период, когда Высоцкий не пил. Он был очень аккуратен и пунктуален. В компании всегда незаметен, не был лидером. Но все менялось, когда он брал в руки гитару. На шее надувались вены, всегда пел с полной отдачей, даже если его слушали один-два человека. В перерыве между съемками мы часто просили его петь. И он сам получал от этого удовольствие. А в фильме ему нравилась своя роль — роль мужчины, за которого борются две женщины.
— Вы открыли как актрису Ренату Литвинову…
— Очень талантлива. Рената предложила сценарий, который меня не устроил. Но, глядя на нее, я подумала: да ее саму надо снимать! Литвинова одновременно и красавица, и чудачка. А такое сочетание встречается исключительно редко. Я снимаю многих интересных украинских актеров, но они не интересны москвичам. А вот за Литвинову ухватились. А вообще я, вы знаете, люблю чудаков. И их ко мне тянет. Иногда я даже ощущаю себя психиатром!
— Что вас больше всего сегодня волнует?
— Чтобы мне дали денег на фильм и я могла снимать.
© 2004-2024, Kira-Muratova.narod.ru
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна