«Кино - это вопль в пустыне»
(Ирина Шипилова, YTPO.ru, 29 июля 2010 года)Последний фильм Киры Муратовой "Мелодия для шарманки" был представлен в 2009 году в рамках основного конкурса XXXI Московского международного кинофестиваля. А вот украинский кинофестиваль не включил его в свою программу: картину сочли слишком грустной. Об этом режиссер рассказала на встрече со студентами летней киношколы в Одессе.
- Кира Георгиевна, как вы относитесь к критике?
- По-разному. Бывает критика интересная. Бывает забавная. Бывает и глупая, но мне такая не интересна. Я плохо отношусь к молчанию. Пожалуюсь вам: мой фильм "Мелодия для шарманки" на Украине как будто не существует. О нем не пишут, его не показывают. В Одессе - городе, где я живу, - проводили международный кинофестиваль, а этот фильм даже не пригласили в программу, хотя показывали мою ретроспективу. Я спросила: "Почему?". И мне ответили: "Он такой грустный".
- "Мелодия для шарманки" снята в стилистике 90-х, поэтому кому-то может показаться несколько устаревшей. Например, сейчас трудно найти бизнесмена, разъезжающего на лимузине.
- Возможно, вы правы насчет лимузина. Но я не в ладах со временем. Я больше ощущаю вечность. Разница между 90-ми годами и теперешними только в одном - тогда было гораздо больше крови. А вот что касается бездомных детей, то абсолютно ничего не изменилось. Хотя, конечно, это зависит от того, в каких сферах вращаться, на что обращать внимание. Может, вы бываете в других местах, нежели я. Если вам кажется, что по сравнению с 90-ми для населения что-то кардинально изменилось, я считаю, вы ошибаетесь.
- Одну из главных ролей в фильме играет Рената Литвинова, а песни исполняет Земфира. Сложно ли было вам договориться со звездами?
- Все было очень просто. Мне нравятся песни Земфиры, и я захотела, чтобы они зазвучали в моем кино. С ней самой я виделась всего пару раз. А с Ренатой мы давно начали общаться. Сначала как со сценаристкой. Потом она перестала быть сценаристкой и стала киноактрисой. У нас был момент, когда мы вообще не общались. Не то чтобы поссорились, но как-то не складывалось. Мы должны были снимать по ее сценарию фильм "Злая Фаина и добрая Клавдия", но возник конфликт с продюсером, который в тот момент был мужем Ренаты. Он требовал от нас изменений, которые мне показались дикими. Я сказала: "Ну, ладно. Тогда я не буду это снимать". Мне так кажется, что у него просто деньги кончились, и он стал делать эти замечания. Естественно, из-за того, что муж Ренаты Литвиновой был продюсером, мы с ней отдалились друг от друга. Но потом снова стали работать вместе. Она снялась у меня в "Мелодии для шарманки", и я очень довольна тем, что у нее получилось. Я была бы не против, если бы она что-нибудь для меня написала как сценарист. Но, насколько я знаю, Рената снимает свой фильм. Возможно, ей сейчас интереснее писать для себя.
- Верите ли вы в социальную миссию искусства. Влияет ли кино на людей?
- Есть прекрасные документальные фильмы, которые производят сильное впечатление. Но... Когда-то для съемок фильма "Короткие встречи" нам нужна была собака. Мне посоветовали пойти на живодерню, потому что там можно было найти любую. Я пошла, а потом на какое-то время отключилась от жизни, так это было страшно. Когда после перестройки какое-то время можно было снимать что хочешь, я решила, что мне нужно снять именно это. И мы с невероятными трудностями проникли на живодерню и сняли кусок, который вошел в "Астенический синдром", ничего не изменив. Это был вопль в пустыне. Наверное, мы коснулись чего-то такого, что изменить невозможно, что заложено в животной природе человека. Поэтому говорить о том, что кино что-то меняет нельзя. По-моему, это не так. Конечно, это пессимистический взгляд. Но в нем есть своя прелесть.
© 2004-2024, Kira-Muratova.narod.ru
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна